Федеральное правительство утвердило новые правила перевозок пассажиров
и багажа в автобусах, троллейбусах, трамваях и такси. До вступления в силу постановления действовали правила, утвержденные в 1987 году, которые не распространялись на маршрутки.
В частности, новые правила отменяют существовавший ранее запрет на 20-минутный интервал между автобусами на одном маршруте. Как признались чиновники, все равно фактически этот пункт не контролировался, поэтому он носил лишь заявительный характер. Зато в новых правилах прописан механизм административного воздействия на частного извозчика со стороны пассажира. Законодатели уточнили требования к оформлению претензий и актов по различным видам нарушений, которые могут повлечь материальную ответственность перевозчика. В постановлении так же прописан порядок предъявлений претензий и к пассажиру.
Прежними остались требования к расписанию общественного транспорта. Расписание движения должно составляться для каждого пункта на маршруте с обязательными остановками. Для удобства пассажиров необходимо вывешивать его на остановках. Все изменения расписания, согласно правилам, должны доводиться до сведения пассажиров за 10 дней до начала их действия.
Но, конечно, главное нововведение в этих правилах то, что теперь маршрутки по всей стране причислены к регулярному общественному транспорту, что предполагает фиксированную стоимость проезда и ответственность перед пассажирами. Однако для Петербурга эта «новость» девятилетней давности!
– Что касается заявлений о том, что теперь маршрутки отнесли к общественному транспорту, то для нас ничего принципиально не изменилось. Почитайте закон 19.4, принятый в Санкт-Петербурге в 2000 году. Мы, в отличие от всей России, общественный транспорт еще тогда объединили этим законом, – говорит Михаил Богданов, заместитель директора ОАО «Третий парк». – Наши маршрутки еще с 2000 года не такси! И все эти новые федеральные нормы – для нас хорошо забытое старое.
По поводу фиксированной стоимости проезда я ничего конкретного в новых федеральных правилах не видел. Но город и без вмешательства федералов шел к этому. Специфика фиксированных тарифов заключается только в том, что там, где цена регулируется государством, последнее выплачивает субсидию – разницу между доходом и расходом. А там, где тариф не регулируется государством, перевозчик ни на какие субсидии не претендует.
Соответственно там, где перевозчик не претендует на государственные средства, он не оказывает никаких услуг по перевозке льготных категорий. Так что фиксированная стоимость проезда у нас уже частично введена. При этом в Петербурге работает система, введенная еще с 2006 года: коммерческая организация работает по фиксированным тарифам на социальных маршрутах, а взамен на один соцмаршрут разрешена работа 6 коммерческих автобусов. Это сделано, чтобы прибыль с этих автобусов уменьшила нагрузку на бюджет города…
Новых рычагов воздействия на перевозчиков в этих федеральных правилах я тоже не увидел. По крайней мере, ничего угрожающего тем же нелегальным перевозчиком я в законе не заметил. Вообще эти правила не носят яркого, четко выраженного нормативного характера. Это рамочный документ с общими фразами.
Другие лидеры на рынке маршрутных перевозок тоже не ожидают каких-то изменений в связи с новым постановлением федерального правительства.
– Мы пока не видим серьезных изменений, в любом случае, на всех наших маршрутах действовали и будут действовать все нормы, предусмотренные российским законодательством, в том числе и Правила перевозок пассажиров. Что касается составления графиков движений каждого конкретного маршрута (что прописано в новых правилах), то мы и раньше для наших городских и пригородных маршрутов на остановках указывали интервал движения. Интервалы учитывают утреннее и вечернее увеличение количества пассажиров, – говорит Татьяна Мирко, пресс-секретарь компании ООО «Питеравто».
А вод для таксистов правила работы ужесточились. Водителей обязали размещать на передней панели в салоне автомобиля наименование компании-перевозчика, условия оплаты за пользование такси, визитную карточку водителя с фотографией, а также наименование, адрес и контактные сведения органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа. Каждую стоянку такси необходимо оборудовать специальной табличкой и информацией о режиме работы.
– Чиновники заявляли, что хотят повысить штрафы для нелегальных такси и ввести официальное страхование пассажиров, – говорит Сергей Багно, директор службы «Русское такси». – Давно пора! Все должно быть защищено и застраховано по отношению к пассажирам. Я бы еще добавил пункт о том, что не каждая машина могла бы быть такси. Например, «Жигули» старше 10 лет. То, что сейчас происходит на таксомоторном рынке Петербурга, уже переходит все пределы!
Также очень важно, что обяжут страховать пассажиров. Сейчас почти все таксомоторные предприятия ограничиваются тем, что страхуют свой автомобиль и третьих лиц (тех, кто находятся вне автомобиля) на случай ДТП. Получается странная ситуация: если кого-то таксист собьет, то пострадавшему выплатят денежную компенсацию, а вот пассажир, за которого таксист по идее несет ответственность, оказывается незащищен!
Поднятия цен на услуги такси из-за введения обязательного страхования пассажиров Сергей Багно советует не бояться:
– Все равно рынок будет саморегулироваться. Если будет очень дорого, то люди не поедут. И у горожан все равно останется выбор: выйти на улицу и поймать частника либо вызвать такси. Когда идет разговор о законе, то имеется в виду упорядочивание официального такси. И то, что атрибутика такси (шашечный пояс, светящийся колпак) должна быть только на официальном такси. Хочешь заниматься частным извозом – пожалуйста, никто не мешает. Только не называй себя такси, не ставь колпак и не подъезжай на места парковки официального такси-транспорта.